В Москве - острая нехватка предприятий бытового обслуживания: проблемы, перспективы развития

В Московских магазинах практически есть все и на любой вкус и кошелек: хорошая техника, обувь, одежда... Но не дай бог этому потребительскому разнообразию выйти из строя или потерять товарный вид. Замучаешься в поисках ателье, где вещь починят или снова приведут в порядок. Хоть и жалко, а чаще всего проще выбросить.

     

    В Московских магазинах практически есть все и на любой вкус и кошелек: хорошая техника, обувь, одежда... Но не дай бог этому потребительскому разнообразию выйти из строя или потерять товарный вид. Замучаешься в поисках ателье, где вещь починят или снова приведут в порядок. Хоть и жалко, а чаще всего проще выбросить.

    Многие москвичи знают это по собственному горькому опыту. Не даром каждый второй житель столицы в ходе социологических опросов общественного мнения заявляет, что в городе остро не хватает самых элементарных пунктов бытового обслуживания: мастерских по металлоремонту, ателье пошива и починки одежды, обуви, прачечных - химчисток и так далее. Рынок рынком, но как не странно, высокий спрос на эти услуги не встречает широкого выбора предложений. Дефицит сервисного обслуживания подтверждают и цифры: более, чем 11 миллионов жителей Москвы обслуживают всего-навсего 7 тысяч предприятий бытового обслуживания при потребности в полтора раза выше. Взять самые элементарные пункты по ремонту обуви.

    Их всего 500 на весь город, а надо, как минимум, утверждают эксперты, 700. Мастерских, где чинят бытовую технику и того меньше - 400 при потребности вдвое большей. Данные департамента потребительского рынка подтверждают эту статистику. Хуже всего то, что даже имеющиеся -порой примитивные, но все равно крайне нужные горожанам, не желающим окружать себя одноразовыми вещами, продолжают исчезать буквально на глазах. Как выяснил корреспондент "РГ", закрываются даже хорошо известные "старожилы" - столичные дома быта, где раньше можно было привести в порядок все. И починить очки, и зонтик, и сумку, и туфли, и даже золотые сережки. А заодно здесь же сфотографироваться. Одним из последних пал дом быта на Пятницкой, что в пяти минутах от метро "Новокузнецкая".

    Больше десяти лет он решал многие мелкие и крупные проблемы москвичей. Здесь подкупало многое. Во-первых, удобное соотношение цены-качества (оправу для очков чинили всего за полсотни рублей, а зонтик - за 60-70). Во-вторых, постоянный состав мастеров вселял доверие к ним - все сделают на совесть. Но собственник здания решил открыть в здании магазин и попросил мастеров-арендаторов на выход с вещами. Ушли они, впрочем, недалеко - в новый торговый центр по соседству.

    Правда, вместо двух прежних этажей теперь занимают крохотный закуток на шесть мастеров разного профиля. На большее помещение не хватило средств. Смена места сразу же повлияла на цены - они мгновенно повысились на треть, а время выполнения заказа, напротив, стало больше. Впрочем, выбирать москвичам не из чего. Поэтому они, как правило, не капризничают, пользуются теми предприятиями, что есть. Но почему же все-таки их так мало в огромном городе?

    Где обещанная конкуренция? Вспомним, ведь именно с распродажи бытовки началась в начале девяностых приватизация в столице.
    - Невыгодно, - считает Валерий Славин, мастер по ремонту обуви с двадцатилетним стажем. - И дело даже не в том, что сложно найти разную фурнитуру для ремонта, - продолжает он. - А в том, что арендные ставки на помещения растут быстрее, чем прибыль. Это же мелкий филигранный бизнес - один заказ в среднем дает 150 рублей. При этом, утверждают мастера, каждый ремонт требует индивидуального подхода.

    Поэтому мало у кого из них надолго хватает терпения работать в этой сфере. Ведь к тому же многое приходится делать буквально своими руками: на модернизацию техники денег у большинства тоже нет. Можно, конечно, взять кредит, но любая бытовая фирма окупается лишь через пять-семь лет - как гостиница, в то время как деньги банку надо отдавать через три года. Вот и не спешат специалисты бытовки вкладываться в свою отрасль. От того, наверное, и укомплектована она кадрами всего лишь на процентов 40.

    А что дальше ожидает город? - Надеемся, что года через три число предприятий бытового обслуживания вырастет на 30-40 процентов, - успокаивает Лариса Коржнева, заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг. - Правительство Москвы разработало сейчас стратегию действий, которая поможет уменьшить дефицит пунктов обслуживания меры в этой сфере. Во-первых, пояснили корреспонденту "РГ" в департаменте потребительского рынка, малые предприятия, работающие в сфере бытового обслуживания, смогут, наконец-то, получать долгосрочные кредиты не на год-два, а на пять-шесть лет.

    Причем поручителем их берется выступать город. Благодаря этому арендная плата перестанет пугать мастеров своими размерами. Более того, утверждает Коржнева, если мастерские будут оказывать услуги социально незащищенным москвичам, ветеранам, инвалидам, малоимущим, то столица сократит для них вдвое плату за коммунальные платежи, если, конечно, размещаются они в помещении, арендуемом у города. Что же касается сервисных центров по ремонту бытовой техники, то их с будущего года планируют размещать при торговых центрах, где продается эта самая техника, а в районах массовой застройки организовывать только приемные пункты заказов на ремонт. Все это, возможно, существенно поправит положение дел в столице с бытовкой с точки зрения количества предприятий. А вот можно ли повысить еще и качество предоставляемых услуг, при том, что лицензирование этой деятельности отменено? - Конкуренция поможет, - считает Лариса Коржнева. - Чем больше будет таких фирм, тем выше станет и уровень исполнения заказов. Это - закон рынка. Но по тому же закону рынка москвичи должны хотя бы знать, где находится бытовое предприятие: ведь если дома быта, где было все и сразу, были хорошо известны, то разрозненные пункты обслуживания, которые запрятаны по закоулкам, порою отыскать весьма сложно.

    Кстати До конца этого года в каждом районе города департамент потребительских услуг обещает открыть не менее двух новых городских предприятий бытового обслуживания по каждому дефицитному виду услуг: ремонту обуви, сервису бытовой техники и другие, где цены, как в пошаговых магазинах, не должны превышать среднегородских. Об адресах, по которым они разместятся, "РГ" сообщит дополнительно.

     БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗЫ, ПЛАНЫ.

     М. Переславцев, сполнительный директор Региональной Ассоциации МультиСервиса

     
    О российском бытовом обслуживании, его проблемах и перспективах развития молчали более двадцати лет. Конечно, имелись единичные случаи, когда в рамках той или иной предпринимательской группы или отраслевой общественной организации, как правило, сформированной по видовому признаку, то есть- по виду предоставляемых услуг, предпринимались беспомощные попытки вынести на общественное рассмотрение проблемные вопросы отрасли, обобщить их и на этой основе, сформулировать мнение предпринимателей, чтобы транслировать его в адрес чиновников. Однако, справедливости ради надо заметить, что каких-то реальных успехов такая деятельность не принесла.
     
        Для многих предпринимателей стало привычным при каждом удобном случае сетовать на проблемы ведения бизнеса, критиковать власти. Воспоминания о прошлом, о расцвете бытового обслуживания во времена СССР тесно переплелись с критиков современности. Критиковать власть, порою за дело, а чаще всего- нет, стало для многих "профессиональной" необходимостью.
     
        А между тем ситуация в сфере бытового обслуживания ни только не улучшилась, а, напротив, лишь усугублялась. К середине 90-х годов сфера бытового обслуживания фактически полностью утратила контроль за некогда огромной отраслевой инфраструктурой. Свободный, порою ни чем и ни кем не ограниченный бизнес и приватизация развалила систему, нарушила горизонтальные и вертикальные связи-скрепы, что привело российское предпринимательское сообщество сферы бытового обслуживания в кризисную ситуацию, усугубляемую резким спадом потребительского спроса и платежеспособности на фоне развивающегося дисбаланса рынка услуг.  
     
             Идеологическая и материальная разобщенность, отсутствие внятных целей и задач, личные амбиции части руководителей предприятий и общественных организаций– всё это не могло не способствовать всё нарастающей раздробленности предпринимательского сообщества, его дезориентации в современном и бурно развивающемся рынке.
          Однако, следует заметить, что тот период можно охарактеризовать, как период «радужных ожиданий и надежд». Предприниматели, получив достаточную по объему свободу действий, полные энергии и чистолюбивых устремлений, стали активно продвигать собственный бизнес, безусловно, многим рискуя, порою даже жизнью. Они в одиночку преодолевали всевозможные препятствия и трудности, и их бизнес развивался скорее не благодаря, а, как правило, вопреки деятельности государства, которое в то время было занято решением иных, более важных для себя вопросв. Тем не менее, благодаря деятельности многочисленных "челноков" и "кустарей- кооператоров" товарный дефицит и потребительский спрос на услуги удалось удовлетворить, социальная напряженность, будоражещее общество в   начале 90-х годов сошла на нет, ситуация стала стабилизироваться. Однако, именно в то время, благодаря несогласованности действий, раздробленности, а порою -   личной корысти, некогда мощная отрасль, имевшая собственное министерство и огромную инфраструктуру окончательно  утратила монолитность и раздробилось на множество «удельных княжеств», каждое из которых бдительно отслеживало «чужаков», изредка пытавшихся "перетащить на себя одеяло".  
               Именно в то период, 20-15 лет тому назад  на останках былого величия сформировалось несколько десятков отраслевых общественных организаций - ассоциаций, некоммерческих партнерств, ремесленных палат, гильдий, в своем большинстве представлявших, в лучшем случае региональное предпринимательское сообщество, а чаще всего - интересы предпринимателей отдельно взятого муниципалитета.   Принцип территориальной ограниченности на тот момент сыграл  со всеми   злую шутку, сместив интересы общественных организаций, их цели и задачи с федерального уровня на региональный и даже - муниципальный. Такая "зашоренность" впоследствии оказало самое пагубное влияние на всю ситуацию в сфере бытовых услуг. Заигрывание с чиновниками и отдельные  попытки отраслевых общественных организаций, предпринимаемые с целью  построить «коммунизм» в отдельно взятом субъекте Федерации, как правило заканчивался ни чем и лишь усугубляли и без того непростую ситуацию.  
     
           В отдельных случаях предпринимались попытки объединить разрозненные силы в более мощную структуру федерального уровня, с мнением и позицией которой считались бы не только предприниматели, но стали бы прислушиваться и  чиновники регионального и федерального уровня. Однако,  ошибочный выбор вектора движения на первоначальном этапе и явно просматривающаяся личная заинтересованность в конечном результате,  к сожалению, не позволили добиться намеченных целей. Проект прекратился на первоначальном этапе, так и не сформировав основу для объединения предпринимательского сообщества, как по горизонтали (между общественными организациями), так и по вертикале.  Выстроить стройную и понятную вертикальную структуру не  удалось.
     
             Большинство отраслевых общественных организаций заняли позицию стороннего наблюдателя и основной своей целю полагали лишь привлечение новых членов. Процесс разделения по видовому признаку окончательно перерос в процесс дробления на более мелкие сегменты. Общественных организаций становилось всё больше, а ситуация в сфере бытового обслуживания лишь усугублялась. К началу 2000-х годов бытовые услуги на 85% утратили свои позиции в сельской местности и малых городах России. Повсеместно стал нарастать миграционный процесс, перемещение наиболее предприимчивых и энергичных предпринимателей в крупные города и мегаполисы, в столицу. Эти процессы не могли не отразиться на культуре обслуживания и качестве услуг. Постоянно изменяющиеся «правила игры», отсутствие уверенности в стабильности стали тормозом для внедрения современных технологий, модернизации оборудования, кардинального изменения системы управления. Бизнес сферы бытового обслуживания вступил в стадию деградации, окончательно утратив целенаправленность и поступательность. Сейчас можно лишь сожалеть об упущенном времени и тех возможностях, которые имелись на тот период.

    Большинство отраслевых общественных организаций так и не сумели стать объединительными центрами, способных отстаивать интересы предпринимателей, не сумели укрепить авторитет перед государственными структурами. Ограничение восприятия проблемы территорией функционирования или видом предоставляемых услуг, безусловно, сужал их возможности активной общественно-политической деятельности. Такое положение дел не могло не отразиться на предпринимателях, их отношении к общественным организациям, чья деятельность чаще всего была направлена только на получение средств для собственного содержания путем организации ярмарочно - выставочных мероприятий, различных обучающих курсов и привлечения в свои ряды всё новых и новых членов. Однако, самым пагубным последствием этого явилось утрата отраслевыми общественными организациями авторитета перед предпринимателями, вследствие чего в предпринимательской среде возникло чувство неуверенности в позитивных переменах. У предпринимателей возникло чувство несбывшихся надежд, разочарование от собственного бизнеса, который для многих стал подобием чемодана без ручки - и бросить жалко, и нести тяжело. Именно отсюда берут свое начало безинициативность, инертность, иждивенческие настроения, личная леность.

    Негативные последствия этой ситуации ещё только предстоит оценить. Между тем участие представителей отраслевых общественных организаций в мероприятиях, организуемых государственными или муниципальными органами стало носить всё более формальный характер, где им отводится роль этакого «свадебного генерала», который в нужный момент, так сказать, «выразит обобщенное мнение общественности» и тем самым придаст легитимность чиновничьему решению. Об истинных заботах и чаяниях предпринимателей никто уже не вспоминал. В результате, к концу первого десятилетия XXI века сфера бытового обслуживания оказалась в крайне затруднительной ситуации, фактически находясь в тени бурно развивающейся торговли. Во многих профильных органах исполнительной власти, как регионального, так и муниципального уровней, из штатного расписания фактически были исключены или резко ограничена численность должностей специалистов сферы бытового обслуживания. В свою очередь такое положение дел привело к утрате государственного регулирования рынка бытовых услуг, включая такое важное направление, как оказание социально-значимых бытовых услуг.

    Деятельность государственных органов в отношении сферы бытового обслуживания, прогнозирования и планирования развития в большинстве случаев стало носить декларативно - популистскую направленность, не способную серьезно повлиять на ситуацию в целом. Программы и концепции развития бытового обслуживания, принимаемые на региональном или даже муниципальном уровнях не имели индикаторов, способных оценить количественные, экономические, социальные и политические показатели на каждом из этапов реализации утвержденных документов. В них не был прописан механизм, действительно способный не только локализовать проблемные вопросы, но, в том числе, дать предпринимателям толчок к дальнейшему развитию, модернизации.

    Остаточный принцип, которым руководствовались чиновники при поддержке бизнеса бытовых услуг, не только затормозил, но ещё более усугубил ситуацию, На этом фоне всё отчетливее стали проявляться негативные тенденции «отпочкования» отдельных видов услуг из сферы бытового обслуживания и их самостоятельное развитие уже вне этой сферы. Одними из критериев такого «отпочкования» стали устойчивый стабильный спрос на услуги, как например, в случае с ритуальными услугами или услугами малоэтажного строительства и капитальным ремонтом, или же «внешняя подпитка» за счет средств мировых фирм-изготовителей, например, парикмахерские и косметологические услуги, а также ремонт и обслуживание автотранспорта. Согласно сведениям Росстата в настоящее время в сфере бытового обслуживания лидируют именно названные виды услуг. В тоже время такие высокотехнологичные, капитало и энергоемкие производства, как услуги химчисток и прачечных, ремонт радиоэлектронных и бытовых приборов занимают роль аутсайдеров.

    Безусловно, современный мир, в котором главенствующую роль играет идеология потребления, чаще всего безудержного и необоснованного, предъявляет к сфере бытового обслуживания свои жесткие правила. Услуги ремонта обуви, услуги бань, услуги индивидуального пошива в ближайшие годы претерпят кардинальные изменения. Уже сейчас спрос на услуги по ремонту часов настолько мизерный, что в дальнейшем развивать это направление бесперспективно. Однако, при этом всём надо заметить, что спрос рождает предложение и появляются новые виды услуг, такие как, например, монтаж натяжных потолков, изготовление и монтаж металлических дверей, монтаж пластиковых окон, услуги по обслуживанию бассейнов, по тонированию оконных стекол и др. Некоторые из них пока ещё не включены в перечень Общероссийского классификатора услуг населению. Одной из первых попыток оценить ситуацию в сфере бытового обслуживания, обобщить проблемные вопросы и выработать общие подходы по локализации негативных тенденций, задуматься об объединении и тем самым, затормозить процесс раздробленности, стал первый всероссийский конгресс предприятий бытового обслуживания, который состоялся в апреле 2011 года в Москве.

    Впервые за двадцать лет была предпринята осторожная попытка дать анализ ситуации, определить основные направления развития, выявить болевые точки и разработать программу мероприятий, направленную на стабилизацию ситуацию не только в интересах одной, отдельной взятой, услуги, но в целом в отрасли. Сейчас, по прошествию двух лет можно подвести некоторые промежуточные итоги. Негативную ситуацию в отрасли в целом удалось локализовать. В рамках Торгово-промышленной палаты, на базе Подкомитета «Бытовое обслуживание» начался процесс формирования некого подобия Центра, который готов взять на себя ответственность за анализ и обобщение информации, долгосрочное прогнозирование и разработку среднесрочного планирования основных направлений развития бытового обслуживания России. 13-14 мая 2013 года в городе Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Конгресс-центр, ул. Ильинка, дом 6) состоится второй Конгресс предприятий бытового обслуживания России: «Бытовое обслуживание – 2013. Время стратегических инициатив: Современный мегаполис и человек». Что необходимо бытовому обслуживанию в регионах сегодня? Форум проводится при содействии и поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Департамента торговли и услуг города Москвы, Департамента науки, промышленности и предпринимательства города Москвы, ряда региональных профильных Ассоциаций и Гильдий, Российского государственного университета туризма и сервиса, Учебно-методического объединения высших учебных заведений профессионального образования.

    В рамках пленарных заседаний участниками форума планируется рассмотреть следующие вопросы:

    1.Стратегия восстановления и перспективы развития системы бытового обслуживания в Российской Федерации. О законопроекте "Об основах бытового обслуживания в Российской Федерации";

    2. Современный мегаполис и человек. Организационно-правовые вопросы государственной политики в рамках государственного регулирования рынка бытовых услуг. Разработка механизмов регионального и муниципального регулирования развития бытового обслуживания;

    3.Социально значимые услуги и современные стандарты качества жизни. От мегаполиса до села. Бытовые услуги – взгляд потребителей. Система бытового обслуживания как инфраструктурный фактор развития въездного и внутреннего туризма в России. Проблемы в деятельности фабрик прачечных в Москве и пути их решения.

    4.Предприниматели- инвалиды. Государственная преференция, как форма поддержки развития сферы социально-бытовых услуг предпринимателей-инвалидов

    5.Региональные программы развития бытового обслуживания. Идеи, инновационные проекты и решения;

    6. Саморегулируемые организаций сферы бытовых услуг. Перспективы создания и механизмы решения.

    7. О формах и мерах стимулирования предпринимателей сферы бытового обслуживания в реализации Антикоррупционной хартии и противодействию коррупции. Юридическая защита индивидуальных предпринимателей. Безусловно, с первого взгляда Программа конгресса кажется весьма насыщенной и многогранной. Тем не менее, оргкомитет и участники уверены в том, что откладывать обсуждении таких значимых вопросов далее уже невозможно, это чревато необратимыми последствиями. Кроме того, в рамках форума, во второе день запланировано провести несколько тематических мероприятий в форме круглых столов.

    Оргкомитет предлагает следующий рабочий перечень тем:

    1. Социально значимые бытовые услуги, как основа Концепции основных направлений развития бытового обслуживания в РФ. Социальная ответственность бизнеса.

    2. Механизмы государственного регулирования рынка бытовых услуг через национальные стандарты. Проблемы внедрения стандартов в практику. Разработка национальной отраслевой рамки квалификаций. Сертификация квалификаций в сфере бытового обслуживания в рамках деятельности центров сертификации квалификаций и подготовки экспертов. Взаимодействие с объединениями потребителей в целях повышения качества и культуры обслуживания.

    3. Социальная аккредитация бизнеса сферы бытовых услуг. Вопросы взаимодействия с органами исполнительной власти и муниципалитетами. Нужны ли региональные Реестры социально аккредитованных предприятий сферы бытового обслуживания?.

    4. Социальные проекты адаптации людей старшего и пожилого возраста в сфере сервиса и услуг. Опыт, проблемы, решения. Региональные программы самозанятости населения. Актуальные вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы услуг. (На примере программы «Народный университет третьего возраста», «Программы «Пятьдесят +», «проекта «Школа потребителей «Бабушка и Я» и др.)

    5. Инновационные идеи и проекты бизнеса сферы бытовых услуг. Перспективы развития сервисной инфраструктуры в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ «Доступная среда», «Социальное развитие села», « Развитие въездного и внутреннего туризма», «Образование».

    6. Поддержка молодежного предпринимательства.

    7. Предприниматели- инвалиды. Взаимодействие органов исполнительной власти, общественных организаций инвалидов и предприятий бытового обслуживания в рамках социальной адаптации лиц, имеющих ограничения физических возможностей. Обсуждение вопроса трудоустройства.

    8. О проекте федерального закона «Об основах бытового обслуживания в Российской Федерации». Стратегическое прогнозирование и перспективное планирование.

    9. Антикоррупционная хартия. Деятельность общественных организаций по противодействию коррупции. Стимулирование предпринимателей сферы бытового обслуживания в реализации хартии.

    10. Вопрос взаимодействия предприятий сферы бытовых услуг с органами Роспотребнадзора и территориальными объединениями потребителей. Чего ожидают потребители от бытового обслуживания? 

     Малый бизнес в сфере бытовых услуг

     Лидирующее положение на российском рынке бытовых услуг занимает Москва. На столичный рынок приходится пятая часть всего объема бытовых услуг на российском рынке. По отдельным сегментам рынка бытовых услуг доля Москвы существенно больше, чем пятая часть, в сегментах услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также ритуальных услуг, доля столицы составляет 40 % от общероссийского объема потребления, в сегменте услуг химической чистки и крашения – 44 %, в сегменте прачечных – 47 %.

    В настоящее время сфера бытовых услуг Москвы составляет более 10,0 тыс. предприятий с количеством рабочих мест - более 75,0 тыс.
    То, что Москва имеет лучшие показатели, в первую очередь, связано с последовательной политикой московских властей, направленной на поддержку  сферы бытовых услуг.
     
    Сегодня одной из приоритетных задач Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы является задача «опережающего развития сети предприятий бытового обслуживания».
    И задача эта успешно выполняется. Так в течение 2007-2008 открыто 2724 объекта.
    Вновь открываемые предприятия, как правило, оснащены современным технологическим оборудованием, которое позволяет использовать эффективные высокотехнологичные процессы и материалы при выполнении заказов на бытовые услуги.
    Современные, технически оснащенные предприятия бытового обслуживания, использующие высококвалифицированные кадры, способствуют созданию в Москве комфортных условий для проживания москвичей и гостей столицы.
    В январе 2009 года Правительство Москвы приняло Постановление N 25-ПП "О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве".
     
    Данным документом определены приоритетные задачи дальнейшего развития потребительского рынка и услуг города в режиме шаговой (пешеходной) доступности, среди которых - достижение расчетных показателей обеспеченности сетью предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; ускоренное развитие предприятий бытового обслуживания, в том числе комплексных предприятий типа "мультисервис"; создание условий для комплексного приобретения товаров и предоставления услуг населению по месту жительства в каждом микрорайоне города; совершенствование форм и методов обслуживания маломобильных категорий инвалидов, особенно инвалидов-колясочников и лиц с нарушением зрения; комплексное приспособление предприятий потребительского рынка и услуг для нужд инвалидов и других маломобильных групп граждан, в том числе с созданием мест для хранения детских колясок; предоставление городских льгот и гарантий для субъектов малого и среднего предпринимательства на предприятиях шаговой (пешеходной) доступности и т.д. Органам исполнительной власти и префектурам административных округов города даны поручения по организации исполнения указанных задач.
     
    Продолжается работа по открытию предприятий бытового обслуживания в торговых центрах, магазинах. В настоящее время в Москве в крупных магазинах работают более 300 предприятий бытового обслуживания, в том числе более 40 химчисток-прачечных.
    С целью обеспечения доступности бытовых услуг для молодежи в рамках Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы было открыто более 40 прачечных самообслуживания работают более чем в 35 общежитиях московских ВУЗов,в т.ч. в МГУ им. Ломоносова, РХТУ им.Менделеева, РГГУ, МГУС, МИФИ, МАТИ и др.).
      В здании Университета им. М.В.Ломоносова организовано комплексное предприятие бытового обслуживания «Дом быта «Университетский», оказывающее более 20 видов услуг, пользующихся спросом студентов и преподавательского коллектива
    Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы не только поставлены задачи, но и намечены системные меры поддержки отрасли, которые обеспечат стимулы, побуждающие развивать сферу сервиса.
    Сегодня значительная часть предприятий бытового обслуживания работают на высоком, европейском уровне. Вместе с тем, опросы населения говорят о необходимости повышения качества услуг, обеспечения соотношения «цена-качество».
     
    В целях повышения уровня обслуживания населения, обеспечения населения достоверной информацией о качестве услуг, в Москве внедрена Региональная система добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг.
    Организациям бытового обслуживания, прошедшим процедуру добровольной сертификации, присваивается знак соответствия, который является визуальным средством информирования потребителей о высоком качестве предоставляемых услуг.
     
    К настоящему времени добровольную сертификацию прошли 383 предприятия бытового обслуживания.
    Одна из задач развития бытового обслуживания - обеспечение социальной направленности бытовых услуг. С этой целью ведется постоянная работа по развитию и совершенствованию системы льготного обслуживания на предприятиях сферы бытовых услуг. Для упорядочения работы по организации льготного обслуживания в 2005 году внедрена система аккредитации предприятий бытового обслуживания. К настоящему времени аккредитованы 1192 социальных предприятия, предоставляющих льготным категориям граждан скидки от 15 % до 20 %;
     
    Льготное обслуживание в банях регламентируется распоряжением Мэра Москвы от 10.07.1997 № 551-РМ «О предоставлении льгот по оплате услуг бань отдельным категориям граждан», согласно которому инвалиды и участники ВОВ, многодетные семьи, граждане, получивши увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС имеют право на еженедельное бесплатно посещение бань. Ветеранам труда; инвалидам независимо от группы инвалидности; семьям опекунов, имеющим на воспитании несовершеннолетних детей, еженедельно предоставляется 50 % скидка.
    В целях оптимизации требований к обслуживанию социально незащищенных категорий населения, под руководством Департамента Институтом региональных экономических исследований разработан стандарт «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования.» ГОСТ Р 52492-2005. Значение этого стандарта - в четком определении понятий «бытовая услуга, «социально значимая бытовая услуга», «малообеспеченные категории населения», и др., а так же  разработке нормативов оказания бытовых услуг этим категориям населения. Это дает возможность префектурам, управам районов, органам социальной защиты планировать затраты на оказание бытовых услуг малообеспеченным гражданам.
     
    Большой вклад в обеспечение социальной направленности бытовых услуг инициируется самими предприятиями бытового обслуживания.
    Так, например пенсионеры по возрасту обслуживаются в банях со скидкой от 30 % до 50 % по инициативе предпринимателей, в порядке благотворительности, за счет собственной прибыли.
    По другим видам социально-значимых бытовых услуг, также в порядке благотворительности, за счет собственной прибыли, практикуется льготное обслуживание малообеспеченных граждан со скидкой от 5 % до 20 %.
     
    Одной из новых форм социальной поддержки населения в сфере бытовых услуг является предоставление скидок на оказываемые услуги в размере 5 % - 10 % держателям социальной карты москвича. Скидки предоставляются также в порядке благотворительности, за счет средств предприятий.
    Ежегодно более 3,0 тыс. предприятий бытового обслуживания, из которых 1192 - аккредитованные социальные предприятия, оказывают услуги по льготным ценам более 400 тыс. человек, включая обслуживание по социальной карте москвича (234 предприятия
    и 357 приемных пунктов). Одновременно с этим многие предприятия принимают активное участие в благотворительных акциях, приуроченных к различным государственным и городским праздникам (День пожилого человека. День защитника отечества, День победы и др.), предоставляя скидки на услуги за счет собственных средств.
     
    Для предприятий бытового обслуживания актуальной остается проблема подготовки и повышения квалификации кадров.
    В настоящее время ведется  работа по организации обучения рабочих кадров с использованием накопленного опыта ведущих мастеров и предпринимателей сферы бытовых услуг, освоивших передовые технологии и достигнувших в своей профессии международного признания, а также с привлечением отраслевого научного потенциала.
     
    Ассоциация Русских Уборочных Компаний на базе ГО СПУ «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23» организовала обучение по специальности «Оператор уборочных машин» для клининговых компаний.
    Данной ассоциацией и ЗАО «Примекс» совместно с немецкими и финскими компаниями открыт в Москве Международный учебный центр по клинингу по подготовке технического персонала и менеджеров для  данной сферы деятельности с пропускной способность от 50 до 400 человек в месяц.
    По инициативе Союза парикмахеров и косметологов России, благодаря которому Москва и Россия признана мировым лидером в парикмахерском искусстве, а подготовленная ими сборная команда России в 2006 году завоевала титул абсолютных чемпионов Мира в парикмахерском искусстве, на постоянной основе проводятся:
     
    - бесплатные семинары по повышению квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей образовательных учреждений, готовящих кадры для сферы парикмахерских услуг с участием ведущих профессионалов парикмахерского дела;
    - профессиональные конкурсы по международным стандартам среди учащихся образовательных учреждений, готовящих кадры для сферы парикмахерских услуг, в рамках Чемпионатов Москвы и России по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру на бесплатной основе.
    В 2008-2009 годах в рамках Чемпионатов Москвы по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру организованы и проведены Молодежные чемпионаты Москвы по парикмахерскому искусству. В указанных чемпионатах приняли участие свыше 70 студентов из государственных профессиональных колледжей.
     
    В рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве между Москвой и Берлином Департаментом на постоянной основе осуществляется работа по обмену учащимися колледжей из Москвы и Берлина, получающими профессии: «парикмахер», «фотограф», «мастер по клинингу».
    В целях повышения профессионального уровня работающих мастеров при поддержке Департамента ежегодно проводятся отраслевые выставки, конкурсы и чемпионаты международного и городского уровня:
     
    - городской конкурс «Московские мастера»;
    - международная выставка «Индустрия чистоты» и «Химчистка и прачечная»;
    - городская инновационная выставка-ярмарка «Мультисервис - ХХ1 век» и в ее рамках конкурс «На Кубок Мэра Москвы в области дизайна одежды»;
    - международная выставка для профессионалов индустрии красоты «К0SМЕТIК ЕХРО»;
    - международная выставка для профессионалов ногтевой индустрии «NAILEXPO»;
    - чемпионат Москвы по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру;
    - международный фестиваль «Мир красоты» по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру.
    Проведение указанных мероприятий вносит весомый вклад в подготовку кадров для сферы бытовых услуг, обеспечивает высокий уровень качества и безопасности данных услуг. Обработан

    Похожие товары

    Изображение
    Что такое "Бытовое обслуживание". Исторический аспекты бытового обслуживания.
    Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.
    Отзывы :0шт.
    Открылось предприятие бытового обслуживания - ООО "Стандарт Чистоты"
    Услуги по стирке белья в Москве оказывают 15 крупных (промышленных) фабрик-прачечных с сетью более 100 приемных пунктов; около 150 химчисток-прачечных с сетью около 1000 приемных пунктов; 3 банно-прачечных комбината; 7 мини-прачечных; более 40 прачечных самообслуживания, расположенных в основном в общежитиях учебных заведений, ведомственные предприятия.
    Отзывы :0шт.
    «О подготовке кадров для предприятий бытового обслуживания». Развитие бытового обслуживания населения.
    В Октябрьском районе на базе КГОУ НПО «Профессиональный лицей №19» состоялся семинар по вопросу «О подготовке кадров для предприятий бытового обслуживания (парикмахерские услуги)». Семинар проведен по инициативе районного комитета по потребительскому рынку и услугам и педагогическим коллективом лицея. В работе семинара приняли участие руководители предприятий бытового обслуживания, оказывающие...
    Отзывы :0шт.
    Внутренняя торговля и бытовое обслуживание. Развитие современной внтуреней торговли.
    Внутренняя торговля играет большую роль в повышении жизненного уровня населения. Её развитие характеризуется высокими и устойчивыми темпами, соответствующими росту доходов и платёжеспособного спроса населения. В 1975 через внутреннюю торговлю реализовано около 4/5 всех материальных благ, поступающих в личное потребление. В торговле и общественном питании занято более 7% всех рабочих и служащих...
    Отзывы :0шт.
    Программа бытового обслуживания населения. Что включает данная программа в себя сегодня?
    Нижегородская область: Цель "Программы бытового обслуживания населения на 2003-2005гг." - создать условия для развития малого бизнеса в сфере услуг Однако за последние два года именно эта доля в предпринимательской деятельности сократилась в 1,7 раза. Новая "Программа бытового обслуживания населения 2003-2005" позволит изменить ситуацию к лучшему. По данным министерства экономики Нижегородской...
    Отзывы :0шт.