В Москве - острая нехватка предприятий бытового обслуживания: проблемы, перспективы развития

 Характеристика и особенности функционирования бытового обслуживания

 
Бытовое обслуживание или служба быта—это общественно организованная форма удовлетворения определенных индивидуальных потребностей человека в бытовых услугах. Данная отрасль объединяет предприятия и организации, выполняющие в основном различные виды услуг по заказам населения.
 
По существующей классификации бытовые услуги, оказываемые населению, подразделяются на а) промышленные (производственные) и б) непромышленные (непроизводственные).
 
В состав промышленных видов услуг входит изготовление по индивидуальным заказам новых и восстановление бывших в употреблении вещей:
 
• индивидуальный пошив и ремонт обуви, швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи;
 
• ремонт металлоизделий и технически сложных бытовых машин и приборов, включая гарантийный ремонт, изготовление и ремонт мебели по индивидуальным заказам;
 
• химическая чистка и крашение;
  • индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий;
 
• ремонт галантереи и др.
 
Предприятия и цеха, выполняющие услуги промышленного характера, относятся к сфере материального производства.
 
В состав непромышленных видов бытового обслуживания входят услуги прокатных пунктов, прачечных, фотоателье, бань и душевых, парикмахерских, бюро добрых услуг и прочие виды услуг, не связанных с созданием материальных ценностей.
 
По целевому назначению услуги подразделяются на три вида:
 
• по производству новых изделий согласно индивидуальным заказам населения (индпошив, изготовление мебели, вязка трикотажных изделий);
 
• по восстановлению потребительных свойств вещей (ремонт, химическая чистка и крашение);
 
• по созданию удобств в быту (бюро добрых услуг, услуги прокатных пунктов и др.).
 
По сравнению с другими видами деятельности бытовое обслуживание имеет ряд особенностей, из которых можно отметить следующие.
 
Во-первых, работа бытовых предприятий носит четко выраженный местный характер. Бытовое обслуживание по профилю выполняемых работ, контингенту потребителей, размещению предприятий и обслуживающей сети является местным хозяйством.
 
Бытовые услуги нетранспортабельны и оказываются, главным образом, жителям тех населенных пунктов, в которых они размещены. Поэтому
 
351
 
количество и профиль предприятий, масштабы их работы обусловлены прежде всего местными условиями (численностью, составом, плотностью населения, его покупательной способностью, транспортными условиями и т.д.).
 
Управление бытовым обслуживанием также возлагается в основном на местные органы. Ранее существовало двойное подчинение. Руководство предприятиями службы быта осуществляли республиканские министерства и управления бытового обслуживания соответствующих исполкомов местных Советов. Управление по отраслевому принципу позволяло осуществлять более квалифицированное техническое руководство, решать задачу расширения видов и форм обслуживания населения.
 
Руководство по линии территориальных органов обеспечивает комплексный подход к управлению, координацию деятельности всех предприятий, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности. Особенно это важно в настоящее время в связи с развитием частного предпринимательства, увеличением количества негосударственных предприятий, оказывающих бытовые услуги населению. На управление бытового обслуживания возлагаются функции по методическому руководству работой плановых служб соответствующих предприятий, разработка прогнозов, программ в целом по региону. Ими осуществляется планирование развития сети и расширения видов бытового обслуживания.
Во-вторых, рассредоточенность, то есть территориальное размещение бытовых предприятий, чтобы обеспечить доступность и удобство для населения — в смысле максимальной экономии времени, что определяет радиус обслуживания и величину мощности предприятий. В связи с этим развитие отрасли необходимо рассматривать с позиции приближения услуг к населению, или осуществления территориального принципа организации. При планировании развития и размещения предприятий бытового обслуживания должны учитываться численность и размещение населения.
 
Сокращение радиуса обслуживания, как правило, сопровождается уменьшением размеров и мощности предприятий. В отличие от промышленности, в сфере бытового обслуживания возникают специфические трудности в создании крупных предприятий. Концентрация и специализация производства бытовых услуг неизбежно приводят к удалению предприятий бытового обслуживания от потребителя. Поэтому организация производства бытовых услуг обусловливает наличие в отрасли большой сети пунктов по приемке и выдаче заказов.
 
В-третьих, неравномерность производства услуг и работ на протяжении года. В отличие от большинства промышленных предприятий, деятельность которых в течение года носит более или менее ритмичный характер, работа предприятий бытового обслуживания подвержена сезонным колебаниям и зависит от спроса потребителей в отдельные периоды — по сезонам года, месяцам и даже часам суток. В целях сглаживания сезонности проводится ряд мероприятий:
 
• разработка новых моделей и видов услуг;
 
• расширение ассортимента материалов, из которых производятся заказы; .и.. ?
 
• производство полуфабрикатов изделий;
 
• сокращение сроков выполнения заказов;
 
• обслуживание на дому, в кредит;
 
• введение сезонных цен на услуги и др.
 
В-четвертых, индивидуальный характер предоставляемых услуг. Процесс создания и потребления услуг предполагает по некоторым работам обязательный личный контакт с потребителем и по всем работам — всесторонний учет индивидуальных запросов потребителя. В связи с этим процесс оказания услуг в меньшей мере поддается механизации и автоматизации, чем производство массовой продукции. Потребителями услуг и работ являются либо отдельное лицо, либо семья, что обусловливает высокие требования к культуре обслуживания.
 
Причем процесс производства бытовых услуг совпадает с процессом их потребления. Бытовые предприятия не только производят продукцию, оказывают услуги, но и непосредственно реализуют ее населению в индивидуальном порядке—без помощи торгующих, сбытовых или других посреднических организаций. Тем самым в бытовых предприятиях совмещаются процессы производства и реализации бытовых услуг.
 
В-пятых, отсутствие взаимозаменяемости услуг. По индивидуальному пошиву, ремонту, прокату и т.д. нельзя "перекрыть" или "восполнить" недовыполнение заказа за счет оказания других видов услуг.
 
Одна из особенностей бытового обслуживания — высокая степень его социальной направленности. Это проявляется по многим аспектам жизни людей, из которых выделим основные.
 
Развитие общественных форм обслуживания позволяет облегчить и сократить затраты труда в домашнем хозяйстве, увеличить свободное время населения, и прежде всего женщин. Предприятия быта способны освободить женщину от непроизводительного, изнурительного повседневного труда, повысить ее роль в общественном производстве и общественной жизни. По расчетам экономистов, привлечение для работы на предприятиях бытового обслуживания одного работника может привести к высвобождению не менее 3—4 человек, занятых в домашнем хозяйстве, сократить материальные ресурсы и направить их на развитие экономики. Качественный ремонт одежды, обуви, бытовых машин и т.д. не только увеличивает срок их службы, но и обходится дешевле, чем приобретение новой вещи. Так например, своевременный и качественный ремонт обуви в несколько раз удлиняет рациональный срок ее службы. Систематическая и своевременная химическая чистка одежды замедляет ее изнашивание. Однако и в настоящее время большое количество труда расходуется на всевозможные работы по ведению домашнего хозяйства.
 
Решение проблемы освобождения населения от малопроизводительного домашнего труда и более полного удовлетворения их бытовых нужд сегодня идет по двум направлениям:
 
353
 
• путем всемерной механизации отдельных видов домашнего труда— в основном с помощью массового пользования различными электробытовыми машинами и приборами;
 
• путем создания наиболее эффективного и полного комплекса услуг предприятиями бытового обслуживания населению.
 
Причем более широкое использование бытовых приборов в домашнем хозяйстве также требует развития отраслей бытового обслуживания по их ремонту.
 
Подсчитано, что при пользовании общественными формами услуг время на домашний труд сокращается в 6 раз, а при механизации домашнего хозяйства — лишь в 2 раза. Отсюда следует, что основным путем сокращения непроизводительного домашнего труда должно быть развитие службы быта, что в итоге положительно скажется на многих показателях, характеризующих уровень жизни людей.

Похожие товары

Изображение
Что такое "Бытовое обслуживание". Исторический аспекты бытового обслуживания.
Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.
Отзывы :0шт.
Открылось предприятие бытового обслуживания - ООО "Стандарт Чистоты"
Услуги по стирке белья в Москве оказывают 15 крупных (промышленных) фабрик-прачечных с сетью более 100 приемных пунктов; около 150 химчисток-прачечных с сетью около 1000 приемных пунктов; 3 банно-прачечных комбината; 7 мини-прачечных; более 40 прачечных самообслуживания, расположенных в основном в общежитиях учебных заведений, ведомственные предприятия.
Отзывы :0шт.
«О подготовке кадров для предприятий бытового обслуживания». Развитие бытового обслуживания населения.
В Октябрьском районе на базе КГОУ НПО «Профессиональный лицей №19» состоялся семинар по вопросу «О подготовке кадров для предприятий бытового обслуживания (парикмахерские услуги)». Семинар проведен по инициативе районного комитета по потребительскому рынку и услугам и педагогическим коллективом лицея. В работе семинара приняли участие руководители предприятий бытового обслуживания, оказывающие...
Отзывы :0шт.
Внутренняя торговля и бытовое обслуживание. Развитие современной внтуреней торговли.
Внутренняя торговля играет большую роль в повышении жизненного уровня населения. Её развитие характеризуется высокими и устойчивыми темпами, соответствующими росту доходов и платёжеспособного спроса населения. В 1975 через внутреннюю торговлю реализовано около 4/5 всех материальных благ, поступающих в личное потребление. В торговле и общественном питании занято более 7% всех рабочих и служащих...
Отзывы :0шт.
Программа бытового обслуживания населения. Что включает данная программа в себя сегодня?
Нижегородская область: Цель "Программы бытового обслуживания населения на 2003-2005гг." - создать условия для развития малого бизнеса в сфере услуг Однако за последние два года именно эта доля в предпринимательской деятельности сократилась в 1,7 раза. Новая "Программа бытового обслуживания населения 2003-2005" позволит изменить ситуацию к лучшему. По данным министерства экономики Нижегородской...
Отзывы :0шт.