В Москве - острая нехватка предприятий бытового обслуживания: проблемы, перспективы развития

 Характеристика и особенности функционирования бытового обслуживания

 
Бытовое обслуживание или служба быта—это общественно организованная форма удовлетворения определенных индивидуальных потребностей человека в бытовых услугах. Данная отрасль объединяет предприятия и организации, выполняющие в основном различные виды услуг по заказам населения.
 
По существующей классификации бытовые услуги, оказываемые населению, подразделяются на а) промышленные (производственные) и б) непромышленные (непроизводственные).
 
В состав промышленных видов услуг входит изготовление по индивидуальным заказам новых и восстановление бывших в употреблении вещей:
 
• индивидуальный пошив и ремонт обуви, швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи;
 
• ремонт металлоизделий и технически сложных бытовых машин и приборов, включая гарантийный ремонт, изготовление и ремонт мебели по индивидуальным заказам;
 
• химическая чистка и крашение;
  • индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий;
 
• ремонт галантереи и др.
 
Предприятия и цеха, выполняющие услуги промышленного характера, относятся к сфере материального производства.
 
В состав непромышленных видов бытового обслуживания входят услуги прокатных пунктов, прачечных, фотоателье, бань и душевых, парикмахерских, бюро добрых услуг и прочие виды услуг, не связанных с созданием материальных ценностей.
 
По целевому назначению услуги подразделяются на три вида:
 
• по производству новых изделий согласно индивидуальным заказам населения (индпошив, изготовление мебели, вязка трикотажных изделий);
 
• по восстановлению потребительных свойств вещей (ремонт, химическая чистка и крашение);
 
• по созданию удобств в быту (бюро добрых услуг, услуги прокатных пунктов и др.).
 
По сравнению с другими видами деятельности бытовое обслуживание имеет ряд особенностей, из которых можно отметить следующие.
 
Во-первых, работа бытовых предприятий носит четко выраженный местный характер. Бытовое обслуживание по профилю выполняемых работ, контингенту потребителей, размещению предприятий и обслуживающей сети является местным хозяйством.
 
Бытовые услуги нетранспортабельны и оказываются, главным образом, жителям тех населенных пунктов, в которых они размещены. Поэтому
 
351
 
количество и профиль предприятий, масштабы их работы обусловлены прежде всего местными условиями (численностью, составом, плотностью населения, его покупательной способностью, транспортными условиями и т.д.).
 
Управление бытовым обслуживанием также возлагается в основном на местные органы. Ранее существовало двойное подчинение. Руководство предприятиями службы быта осуществляли республиканские министерства и управления бытового обслуживания соответствующих исполкомов местных Советов. Управление по отраслевому принципу позволяло осуществлять более квалифицированное техническое руководство, решать задачу расширения видов и форм обслуживания населения.
 
Руководство по линии территориальных органов обеспечивает комплексный подход к управлению, координацию деятельности всех предприятий, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности. Особенно это важно в настоящее время в связи с развитием частного предпринимательства, увеличением количества негосударственных предприятий, оказывающих бытовые услуги населению. На управление бытового обслуживания возлагаются функции по методическому руководству работой плановых служб соответствующих предприятий, разработка прогнозов, программ в целом по региону. Ими осуществляется планирование развития сети и расширения видов бытового обслуживания.
Во-вторых, рассредоточенность, то есть территориальное размещение бытовых предприятий, чтобы обеспечить доступность и удобство для населения — в смысле максимальной экономии времени, что определяет радиус обслуживания и величину мощности предприятий. В связи с этим развитие отрасли необходимо рассматривать с позиции приближения услуг к населению, или осуществления территориального принципа организации. При планировании развития и размещения предприятий бытового обслуживания должны учитываться численность и размещение населения.
 
Сокращение радиуса обслуживания, как правило, сопровождается уменьшением размеров и мощности предприятий. В отличие от промышленности, в сфере бытового обслуживания возникают специфические трудности в создании крупных предприятий. Концентрация и специализация производства бытовых услуг неизбежно приводят к удалению предприятий бытового обслуживания от потребителя. Поэтому организация производства бытовых услуг обусловливает наличие в отрасли большой сети пунктов по приемке и выдаче заказов.
 
В-третьих, неравномерность производства услуг и работ на протяжении года. В отличие от большинства промышленных предприятий, деятельность которых в течение года носит более или менее ритмичный характер, работа предприятий бытового обслуживания подвержена сезонным колебаниям и зависит от спроса потребителей в отдельные периоды — по сезонам года, месяцам и даже часам суток. В целях сглаживания сезонности проводится ряд мероприятий:
 
• разработка новых моделей и видов услуг;
 
• расширение ассортимента материалов, из которых производятся заказы; .и.. ?
 
• производство полуфабрикатов изделий;
 
• сокращение сроков выполнения заказов;
 
• обслуживание на дому, в кредит;
 
• введение сезонных цен на услуги и др.
 
В-четвертых, индивидуальный характер предоставляемых услуг. Процесс создания и потребления услуг предполагает по некоторым работам обязательный личный контакт с потребителем и по всем работам — всесторонний учет индивидуальных запросов потребителя. В связи с этим процесс оказания услуг в меньшей мере поддается механизации и автоматизации, чем производство массовой продукции. Потребителями услуг и работ являются либо отдельное лицо, либо семья, что обусловливает высокие требования к культуре обслуживания.
 
Причем процесс производства бытовых услуг совпадает с процессом их потребления. Бытовые предприятия не только производят продукцию, оказывают услуги, но и непосредственно реализуют ее населению в индивидуальном порядке—без помощи торгующих, сбытовых или других посреднических организаций. Тем самым в бытовых предприятиях совмещаются процессы производства и реализации бытовых услуг.
 
В-пятых, отсутствие взаимозаменяемости услуг. По индивидуальному пошиву, ремонту, прокату и т.д. нельзя "перекрыть" или "восполнить" недовыполнение заказа за счет оказания других видов услуг.
 
Одна из особенностей бытового обслуживания — высокая степень его социальной направленности. Это проявляется по многим аспектам жизни людей, из которых выделим основные.
 
Развитие общественных форм обслуживания позволяет облегчить и сократить затраты труда в домашнем хозяйстве, увеличить свободное время населения, и прежде всего женщин. Предприятия быта способны освободить женщину от непроизводительного, изнурительного повседневного труда, повысить ее роль в общественном производстве и общественной жизни. По расчетам экономистов, привлечение для работы на предприятиях бытового обслуживания одного работника может привести к высвобождению не менее 3—4 человек, занятых в домашнем хозяйстве, сократить материальные ресурсы и направить их на развитие экономики. Качественный ремонт одежды, обуви, бытовых машин и т.д. не только увеличивает срок их службы, но и обходится дешевле, чем приобретение новой вещи. Так например, своевременный и качественный ремонт обуви в несколько раз удлиняет рациональный срок ее службы. Систематическая и своевременная химическая чистка одежды замедляет ее изнашивание. Однако и в настоящее время большое количество труда расходуется на всевозможные работы по ведению домашнего хозяйства.
 
Решение проблемы освобождения населения от малопроизводительного домашнего труда и более полного удовлетворения их бытовых нужд сегодня идет по двум направлениям:
 
353
 
• путем всемерной механизации отдельных видов домашнего труда— в основном с помощью массового пользования различными электробытовыми машинами и приборами;
 
• путем создания наиболее эффективного и полного комплекса услуг предприятиями бытового обслуживания населению.
 
Причем более широкое использование бытовых приборов в домашнем хозяйстве также требует развития отраслей бытового обслуживания по их ремонту.
 
Подсчитано, что при пользовании общественными формами услуг время на домашний труд сокращается в 6 раз, а при механизации домашнего хозяйства — лишь в 2 раза. Отсюда следует, что основным путем сокращения непроизводительного домашнего труда должно быть развитие службы быта, что в итоге положительно скажется на многих показателях, характеризующих уровень жизни людей.

Похожие товары

Изображение
«О подготовке кадров для предприятий бытового обслуживания». Развитие бытового обслуживания населения.
В Октябрьском районе на базе КГОУ НПО «Профессиональный лицей №19» состоялся семинар по вопросу «О подготовке кадров для предприятий бытового обслуживания (парикмахерские услуги)». Семинар проведен по инициативе районного комитета по потребительскому рынку и услугам и педагогическим коллективом лицея. В работе семинара приняли участие руководители предприятий бытового обслуживания, оказывающие...
Отзывы :0шт.
Внутренняя торговля и бытовое обслуживание. Развитие современной внтуреней торговли.
Внутренняя торговля играет большую роль в повышении жизненного уровня населения. Её развитие характеризуется высокими и устойчивыми темпами, соответствующими росту доходов и платёжеспособного спроса населения. В 1975 через внутреннюю торговлю реализовано около 4/5 всех материальных благ, поступающих в личное потребление. В торговле и общественном питании занято более 7% всех рабочих и служащих...
Отзывы :0шт.
Программа бытового обслуживания населения. Что включает данная программа в себя сегодня?
Нижегородская область: Цель "Программы бытового обслуживания населения на 2003-2005гг." - создать условия для развития малого бизнеса в сфере услуг Однако за последние два года именно эта доля в предпринимательской деятельности сократилась в 1,7 раза. Новая "Программа бытового обслуживания населения 2003-2005" позволит изменить ситуацию к лучшему. По данным министерства экономики Нижегородской...
Отзывы :0шт.
Что такое "Бытовое обслуживание". Исторический аспекты бытового обслуживания.
Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.
Отзывы :0шт.
Открылось предприятие бытового обслуживания - ООО "Стандарт Чистоты"
Услуги по стирке белья в Москве оказывают 15 крупных (промышленных) фабрик-прачечных с сетью более 100 приемных пунктов; около 150 химчисток-прачечных с сетью около 1000 приемных пунктов; 3 банно-прачечных комбината; 7 мини-прачечных; более 40 прачечных самообслуживания, расположенных в основном в общежитиях учебных заведений, ведомственные предприятия.
Отзывы :0шт.